Карпинск ий детский дом-интернат

 

Фердерер О.Н.,

ОГСКУСОССЗН

«Карпинский детский

                                                                           дом-интернат», г. Карпинск

 

Бумажное творчество МК по квиллингу.

 

            Кто из нас не увлекался самолетиками, журавликами? Однако на этом бумажное творчество не заканчивается, а только начинается. Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие -  развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Мне хотелось бы остановиться на двух видах, которые мы освоили с детьми.

Это:  

  1. Классическое оригами предписывает использование одного квадратного листа бумаги без клея и ножниц. Разновидности оригами – модульное и кусудама.
  • Ø Оригами модульное – эта увлекательная техника – создания объемных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманных в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга.
  • Ø Кусудама – эта бумажная модель, которая обычно формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что можно получить шарообразную форму.
  1. Квиллинг – это приятный вид времяпровождения, техника закручивания длинных и узких полосок бумаги в плотные диски, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции, или целостносных произведений.

            Этот вид рукоделия достаточно прост и не требует никаких затрат кроме времени, развивает логику, пространственное мышление и воображение, смекалку, фантазию, память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активизирует мыслительные процессы, улучшает способность следовать устной инструкции, воспитывает аккуратность, расширяет коммуникативные способности, повышает заинтересованность в конечном результате. Возможность оформить продуктом своего труда уголок, свою комнату или подарить родителям и друзьям, привлекает дошкольников.

            В процессе работы у детей развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, постепенно образуется система специальных навыков и умений. Так же он успокаивает, снимает напряжение и агрессию. Планирование своей работы способствует развитию логического  мышления и речи.

            У детей с ограниченными возможностями здоровья свой мир, но развиваются они по тем же закономерностям, что и другие дети. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, так и к эмоционально – волевой сфере и к моторике детей в целом. В условиях специально организованного обучения и воспитания у детей накапливается определенный жизненный опыт, эмоционально – эстетические впечатления, которые стимулируют ребят заниматься творчеством.

            Приемы работы в данной технике очень просты и детям с ограниченными возможностями здоровья доступны для понимания. Техника экономична во времени, не дорогая в материальном плане, актуальна и красочна для современного интерьера. Работы в данной технике являются хорошим сувениром, подарком и дополнительным заработком, что немало важно для наших детей.

             В детском доме-интернате постоянно оформляются выставки, вернисажи детских работ, индивидуальные выставки (уголки) с работами детей в групповых комнатах. Воспитанники принимают участие в школьных, городских, окружных конкурсах по «Детскому прикладному искусству». Среди педагогов практикуются мастер классы по разным технологиям, каждый  желающий может поделиться своим умением творить то прекрасное,  что может сделать сам.

            Сегодня вы станете участниками мастер - класса  по квиллингу.

Нам  понадобятся  инструменты:

 

Бумага для квиллинга – собственно самый главный элемент в искусстве. Можно покупать готовые наборы, можно нарезать вручную.

Циркуль, линейка, карандаш – Для разметки, будущей композиции.

Трафарет – линейка с кружочками разного размера, применяется для формирования одинаковых кружочков.

Клей – обычно используется ПВА, он не оставляет пятен после высыхания. Клей необходим для склеивания спиралек, фиксации элементов между собой.
Пинцет - может использоваться для выполнения более тонких и деликатных работ. Но пинцет при этом должен иметь острые не ребристые кончики.  Пинцетом держат заготовку, когда наносят клей и приклеивают ее к картону.
Ножницы - используются для нарезания бахромы и некоторых элементов. Так же нужно чем-то отрезать скотч и разрезать/нарезать полосочки. Как и

пинцет, должны иметь заострённые концы.

Зубочистка или стержень для накручивания бумаги. Можно использовать толстую швейную иголку с выломанным ушком (так, чтобы осталась "рогатка"), тонкое шило.

Элементы

Формы условно можно поделить на закрытые и открытые.
Базовым элементом для всех форм есть «спираль».
Для  того чтобы сделать спираль, нам необходимо накрутить полоску бумаги на зубочистку. Потом поместить получившуюся кругляшку в шаблон-линейку, после чего закрепляем клеем форму и размер спирали.

                                

 Используя данный вид искусства, вы можете изготавливать бижутерию, шкатулки, вазочки, игрушки, картины. Декорировать открытки, кошельки, картины, рамки, мебель и прочее. Остается вам пожелать только вдохновения и творческих порывов.

 

 

Самитина Е.А.,

воспитатель,

Областное государственное стационарное казенное учреждение

Социального обслуживания системы социальной защиты населения

«Карпинский детский дом – интернат»

 

 

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ВОСПИТАННИКАМИ В КРУЖКЕ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» В УСЛОВИЯХ  ДЕТСКОГО ДОМА – ИНТЕРНАТА.

 

Личность воспринимает

охотно и прочно то, что

помогает самовыражению,

борется с тем, что

тормозит и мешает этому.

К. Роджерс.

Лечебно – педагогический подход к работе с детьми предполагает различные виды занятий, каждое из которых имеет большое значение для реабилитации ребёнка. Прежде чем начать заниматься с ребёнком, необходимо ответить на вопрос: что получит ребёнок в результате?

Существует несколько вариантов ответа. Например: мы проводим занятия, чтобы дать ребёнку возможность овладеть определённым навыком. Этот ответ кажется особенно правомерным в том случае, ребёнок осознанно и с удовольствием овладевает навыком. Однако, если мы представим себе ребёнка с тяжёлыми умственными нарушениями развития, то данный ответ уже не покажется столь убедительным. Вероятно, ответ на данный вопрос лежит в другой плоскости.

Каждый ребёнок, независимо от тяжести его проблем является человеком, личностью. А для каждого человека важно самовыражение, уважение других членов общества. И наши занятия в кружке «Умелые ручки» направлены на то, чтобы помочь ребёнку реализовать эти потребности. 

Возможность реализовать свой творческий потенциал особенно важна для ребёнка с нарушениями развития, и если это удаётся, ребёнок совсем по-другому чувствует себя, что зачастую отражается не только в поведении, но и во внешнем облике.

Творчество -  создание на основе того, что есть, того, чего ещё не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят, от умственных способностей проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира.

Занятия кружка дают детям дополнительные сведения по трудовому обучению: дети знакомятся с различными видами декоративно прикладного искусства (бумагопластика, изонить, аппликация, конструирование и т. д.), с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, монотипия).

В программе кружка большое внимание уделяется развитию рук – пальцев и кисти. Содержание не повторяет имеющиеся программы трудового обучения в группах, учит детей работать в коллективе, развивает мелкую моторику, внимание, усидчивость.

Для занятия в кружке объединяются дети, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

Создание ситуации успеха для каждого ребёнка – один из главных принципов программы.

Цели будут достигнуты при условии: «Я хочу сделать это сам».

 

 Девизом внеурочной деятельности является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу – и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

 Этапы развития предметно – практической деятельности:

 

    Л.В.Ткаченко.

Воспитатель

ОГСКУСОССЗН

                                   «Карпинский детский дом-интернат»

 

Формирование коммуникативных способностей детей с выраженной умственной отсталостью.

 

 

На сегодня наиболее оправданным является подход к организации обучения воспитания детей, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого воспитанника своего собственного варианта жизни, необходимо развивать и формировать механизмы, обеспечивающие адаптацию ребенка с проблемами в развитии к различным условиям жизни, с которыми он будет сталкиваться по мере взросления.

 Дети, даже с тяжелой умственной отсталостью, рассматриваются мною, как индивиды, имеющие значительные ограничения настоящего функционирования. Умственная отсталость - не черта, а состояние, которое может быть скорректировано при помощи специальных технологий и методик, где за основу берется работа над эмоционально-волевой сферой, мотивацией личности.

Ориентируясь на положение Л.С.Выготского о том, что «ребенок усваивает только тот опыт, который был им воспринят» и строю учебно-воспитательный процесс с детьми своей группы.

 

Задачами обучения в процессе  воспитания стали:

1. Формирование представлений о себе в мире людей («я», «взрослые», «дети»).

     2. Обучение взаимодействию с взрослым в разных видах деятельности.

     3. Стимулирование познавательного интереса к окружающей действительности.

     4. Расширение возможностей понимания обращенной речи.

5. Обучение использованию коммуникативных знаков (речевых и неречевых) в условиях совместной деятельности.

     6. Формирование элементарных произносительных умений.

     7. Формирование простейших навыков самообслуживания и элементарных трудовых умений.

Ввиду того, что ключевую роль в жизни ребенка играют межличностные и межгрупповые формы и способы общения, взяла за основу личностное развитие детей, включающее в себя коммуникативные умения, развитие восприятия, установление зрительного и эмоционального контакта, понимание и выражение информации посредством символов, жестов, речи.

Особое внимание уделила проблеме развития коммуникационных способностей детей.  В работе использовала такие педагогические технологии, применяя различные приемы и методы мотивации:

- формирование предпосылок фонематических представлений;

- комплексный подход к преодолению недоразвития речи;

- формирование коммуникативных умений.

С данным составом группы работаю четыре года, на начальном этапе воспитанники имели скудный словарный запас, звукопроизношение у многих было нарушено, в лексике отсутствовали слова-обобщения, дети не знали простейших понятий и явлений, затруднялись в названии предметов, часть детей речью не владела.

После глубокого, всестороннего изучения индивидуальных, нервно-психических особенностей детей, степени их дефективного развития, с опорой на сохранные анализаторы условно разделила воспитанников группы на три подгруппы:

слабая - это глубокая степень умственной отсталости;

средняя – это тяжелая;

сильная -  это умеренная;

( соответствует новой классификации имбецилов по МКБ-10).

        Мною была составлена адаптированная программа занятий по развитию речи и ЗОМ  и строилась с учетом следующих дидактических принципов: 

- принцип комплексности: воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;

- принцип максимальной опоры на различные анализаторы: формирование высших психических функций представляет сложный процесс организации функциональных систем - зрительный, кинестетический, двигательный;

- принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции, т. к. опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых, компенсаторных началах;

- принцип поэтапного формирования умственных действий (по П.Я.Гальперину): работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности;

- принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С.Выготскому) т. е. учета того уровня, на котором выполнения задания возможно с дозированной помощью со стороны взрослого;

- принцип усложнения материала, с постепенного включения трудностей в коррекционную работу.

Приступая к работе, я понимала, что недоразвитие познавательной деятельности детей, своеобразие их речи, присущие им психопатоподобные особенности отрицательно будут сказываться на учебном процессе. Поэтому пришлось искать те методические средства (см. выше), которые позволили бы снизить меру трудности, вызванную дефектом, и которые смогли бы заинтересовать ребят, ведь аномальное развитие не отличается лишь отрицательными признаками, поэтому нужно было искать те «коллосальные богатые жизнью области, которыми обладают дети, страдающие ненормальностями» (Л.С.Выготский)

 В планировании выделяю приоритетные направления на определенный период (месяц, полугодие, год). Таким образом, создается коррекционное пространство, где целенаправленно совершенствуются умения и навыки вне зависимости от характера занятий. Например, представления о фруктах, овощах формирую  через дидактические игры, рисование, лепку, составление осколочных картинок, закрепляю на занятиях по социально-бытовой ориентации («Приготовление винегрета», «Приготовление фруктового салата»), экскурсиях («Труд людей осенью».

Работа по различным направлениям ведется с учетом потребностей каждого ребенка, в занятия включается разнонаправленный материал, поскольку основной целью всегда служит комплексное развитие ребенка.

Важным этапом работы является тот, который обеспечивает дальнейшую активность ребенка на занятиях и в другой деятельности, формирует у него мотивации взаимодействия с педагогом. Эмоциональную пассивность можно назвать характерной особенностью детей с умственной отсталостью. Они чаще всего не отказываются от контакта с воспитателем, но вступают в него чисто механически, почти не реагируя на происходящее. Дальнейшее же обучение невозможно, пока ребенок не откроется для активного общения, прежде всего с взрослым.  Формирование мотивации взаимодействия предполагает сотрудничество детей и воспитателя.

Особую важность здесь приобретает вопрос о степени сформированности у  детей с выраженной умственной отсталостью коммуникативных умений. Опыт показывает, что овладение техникой общения у таких детей  происходит в значительно поздние сроки, и часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты несколькими людьми.

  Поэтому постоянно  работаю над тем, чтобы показать детям необходимость вступления в коммуникацию для удовлетворения своих потребностей и желаний и   решаю такие задачи:

- обучение адекватной реакции на речевые обращения;

         - обучение использованию доступной звуковой системы (речи, жестов, пиктограмм и др.) в играх и в быту для сообщения о своем состоянии, просьбы и др.;

      - воспитание элементарных этикетных умений – выражение приветствия, прощания, благодарности;

     - организация общения детей таким образом, чтобы оно положительно влияло на их эмоциональные состояния, было связано с приятными ощущениями и переживаниями.

Формирование коммуникативных умений органично включается мною во все виды деятельности: быт, игру, учение и реализуется на материале игр и упражнений, предлагаемых другими направлениями программы. Повышение уровня коммуникативных умений представляет собой как самостоятельную цель, так и средство, позволяющее добиться значительных успехов во всех сферах развития и коррекции аномального ребенка. Таким образом, обучение общению происходит непрерывно и в процессе совместной деятельности ребенка и воспитателя.

 Воспитанники группы дают положительную динамику в овладении средствами общения вербальными и невербальными (символы, жесты, пиктограммы, ситуативные картинки и др.). Занятия по развитию речи строю так, чтобы закрепление материала параллельно шло на занятиях по социально-бытовой ориентации (тематика совпадает) в процессе деятельности, т.к. считаю, что умение общаться является одним из мощных средств социальной и трудовой адаптации детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью.

 

 

 

 

Юрлова Е.Б.

ОГСУСОССЗН «Карпинский детский

дом-интернат», г. Карпинск

 

Культурно - досуговая  деятельность как средство социальной адаптации детей с нарушениями в развитии

 

     Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у ребенка появляется возможность познать себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовать себя и свои возможности в  жизни и занять собственное место в обществе.

   Общение – важнейший фактор формирования личности. Как полагал Л. С. Выгодский, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении.  Для ребенка с нарушениями интеллекта обучение общению представляет большую значимость. Общение является тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру, учится жить в нем.

  Воспитание детей с нарушениями в развитии посредством расширения форм внеурочной деятельности значительно возросло, разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются их потенциальные возможности к интеграции в общество.

Особую важность сегодня приобретает поиск путей преодоления сложившейся ситуации в культурно – досуговой, психологической и эмоциональной сферах детской жизни. Опыт показывает, что дети, живущие в детском доме, имеют поверхностные представления об окружающем их мире, а особенности эмоционально – личностной сферы мешают нашим детям самостоятельно ориентироваться в социуме. В этой связи, работа по социальной адаптации воспитанников является для нас одним из приоритетов. Организуя ее, мы ставим перед собой ряд задач. Среди них – создание благоприятного психологического климата, развитие эмоций, эстетических чувств, элементарных социальных понятий;

-формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

-формирование адекватных восприятий окружающих предметов и явлений;

-  создание предпосылок и закладка первоначальных представлений о единстве с окружающей средой, нравственного отношения к национальным традициям;

-развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;

-приобщение к основам художественной, коммуникативной, досуговой культуры;

-укрепление здоровья, психического и физического состояния детей;

 

-развитие интереса и любви к родному краю;

-добиваться высокой мотивации к достижению целей;

-совершенствовать эмоционально – волевую и двигательно – моторную среду, обогащать и развивать речь детей.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, а также во внеурочное время. Работу во внеурочное время надо осуществлять комплексно и охватывать все виды детской деятельности.

Дети поступают в детский дом-интернат в течение всего года и различаются по возрасту и психофизическому состоянию. Методические приемы, используемые на первом году обучения должны переноситься и на последующие годы. Использую в работе следующие приемы: игровые упражнения, беседу, показ, объяснение,  иллюстрации. Большое значение имеет стимулирование: поощрение, похвала; словесные, наглядные принципы, аудиозаписи музыкальных произведений и т. д.

Рассматривая проблему структуры досуга детей в детских домах-интернатах во внеурочное время, я пришла к выводу, что культурно – досуговую деятельность целесообразно разделить на несколько видов:

отдых – состояние покоя, либо такого рода продуктивная деятельность, которая снимает усталость, напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные силы ребенка;

задачи: формировать культуру здоровья личности;

созерцание – наблюдение за объектом, предметом;

задачи: развивать зрительные, слуховые, осязательные восприятия, эстетический и художественный вкус;

развлечения – один из видов культурно – досуговой деятельности, имеющей компенсаторный характер.

Развлечения бывают: театрализованные, музыкально- литературные композиции, познавательно – тематические вечера, КВН и викторины , концерты, русское народное творчество, забавы,  спортивные игры ;

задачи: формировать стремление активно участвовать, развивать память, мышление, воображение;

праздник – один из видов деятельности, являющийся важным социально – культурным актом;

задачи: расширять представления о праздниках, развивать эмоциональную сферу, формировать умение нарядно одеваться;

творчество – самостоятельная художественно – творческая деятельность (музыкальная, изобразительная, литературная ) , занятия в кружках;

задачи: формировать потребность проводить свободное время в разнообразной творческой деятельности.

     В подготовку и проведение культурно – досуговой  деятельности включаются все наши воспитанники.  Дети  с радостью готовят украшения для внеклассного мероприятия, исполняют стихи, песни, танцы. Воспитанники детского дома с нетерпением ждут праздников, разных внеклассных мероприятий, открывающих окно в мир прекрасного.

   Внеурочная деятельность – это всегда событие, проживая которое, дети приобретают неоценимый опыт.

 Внеклассные мероприятия, проводимые в детском доме-интернате, имеют разную тематику. Каждому из них предшествует большая подготовительная работа. На занятиях дети узнают название, историю, традиции того или иного праздника. Воспитатель готовит с детьми рисунки, поделки, разучивают роли, стихи, песни. По традиции учебный год начинается со Дня знаний. В игровой форме дети знакомятся со школьной атрибутикой, в этом им помогают сказочные герои. 

Мероприятию «Осень урожайная» предшествует большая подготовительная работа. Дети разукрашивают осенние листочки, рисуют знакомые овощи и фрукты, повторяют сезонные явления. Дети получают возможность выразить свои эмоции через музыку, движения, стихи.

Новый год – это всегда волшебство и сказка, которая уносит ребенка в мир фантазии.  Дети выражают свою радость, восторг и стремятся разделить ее с другими.  Дети получают большой заряд эмоций.

День защитника Отечества –  на этом мероприятии  воспитанников знакомят с современной армией и военной техникой,  объясняют, что такое смелость, трусость, предательство, честь, трудолюбие.

Можно представить, какое трепетное отношение сложилось в детском доме ко Дню 8 Марта, ведь большинство наших сотрудников – женщины. В этот день звучат теплые поздравления, стихи, песни, вручаются цветы и подарки, сделанные руками детей.

А на внеклассном мероприятии  «Моя прекрасная леди»  девочки соревнуются между собой.

Много лет в нашем доме интернате отмечается Рождество Христово. Рождество  проводится в уютной семейной обстановке. Разыгрываются сценки на евангельские сюжеты, слушаем колядки и всегда ждем чуда (это спонсорская помощь). Формируется чувство сопричастности к празднику.

С народными обычаями дети знакомятся и на празднике Масленицы. Масленица проводится на свежем воздухе, где сжигается чучело Масленицы. Дети участвуют в подвижных играх, катаются на санях, соревнуются. А затем дети пьют чай из самовара с блинами.

Каждый год дети ждут День Победы. В этот день изготовляются цветы с помощью взрослых и возлагаются к Вечному огню. Проводятся беседы, конкурс рисунков, подвижные военные игры.

Готовясь к встрече Светлого Воскресения Христова, воспитанники в силу своих способностей расписывали яйца, рисовали рисунки, где изображена Православная церковь, учили песни, делали из бумаги голубей.

Слушали рассказы о рождении, распятии и воскресении Христа.

Ко дню защиты детей проводится физкультурно-оздоровительный досуг. Так как это летний период, то мероприятие проводится на воздухе.

Любой ребенок, будь то глубоко умственно отсталый, или ребенок с нервно – психическими расстройствами не должен быть социальным инвалидом

для окружающих, государства в целом, а должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватное вхождение в общественную среду.

 

Поэтому я считаю, что проводимая работа по реализации социально –

адаптирующей направленности учебно – воспитательного процесса детей с нарушениями в развитии посредством расширения форм внеурочной

деятельности необходима и эффективна. Дети учатся адекватной реакции на различные ситуации, у них формируются положительные личностные качества, способность работать в коллективе, дети овладевают общепринятыми нормами поведения, что способствует раскрытию личностных возможностей ребенка, выявлению и раскрытию его творческого потенциала, формированию общей культуры личности, успешности в будущем.

 

Конструктор сайтов - uCoz